Адрес:
Камчатский край,г. Петропавловск-Камчатский, ул. Тундровая, 2 |
09.07.2013 Газета "Народовластие". Статья "Светить всегда, светить везде!"Светить всегда, светить везде! Резко дёргаешь на себя дверь с надписью «Машинный зал» и в уши врывается громкий ровный металлический гул генераторов. Тёплый и мягкий ненавязчивый запах дизельного топлива заполняет лёгкие. Ровный ряд металлических ящиков с непонятными для непосвящённых метками «ЯЧ-19», «ЯЧ-20» и окошками приборов, стрелки которых чуть подрагивают, заставляет выпрямиться. Но главное внимание привлекают кажущиеся исполинами в перспективе зала дизельные генераторы. У мальчишек, наверное, перехватило бы дыхание от вида таких серьёзных и важных машин, усердно и сосредоточенно выполняющих самую главную задачу – выработку электроэнергии. Но мальчишкам сюда нельзя, равно как и любому постороннему. Дизельная электростанция не место для игр и праздного любопытства. Да и в машинный зал можно попасть только с разрешения начальника станции и в сопровождении начальника смены. Электричество шутить не любит. Недаром говорят, что инструкции по безопасности написаны кровью. В том числе, и энергетиков. Дизельная электростанция - сложный механизм, который можно сравнить с оркестром, где каждый музыкант играет свою партию. И как у оркестра есть дирижёр, у станции есть начальник. Человек, знающий работу каждого участка, умеющий правильно оценить ситуацию, принять решение и дать главную команду именно тому исполнителю, который лучше справится. О дизелях, о линиях, о работе и, главное, о людях, мы говорим с одним из таких «дирижёров», начальником Паланского энергорайона Вячеславом Михайловичем Ивановым. - Как давно Вы в энергетике? - С 1969 года. После окончания ПТУ-2, которое тогда находилось в посёлке Октябрьском, начинал работать уборщиком производственных помещений. Непосредственно в Палане работаю с 1971 года. Сначала был машинистом-дизелистом, тогда ещё на старой электростанции. Когда в 1972 построили новую, работал слесарем, машинистом, затем мастером ТМО и, впоследствии начальником. После присоединения ДЭС-30 в Лесной, стал начальником Паланского энергорайона. То есть работу энергетика знаю с самой первой ступеньки. - Какова мощность электростанции? - На сегодняшний день 5 600 киловатт – один дизельный генератор на 1000 киловатт и 6 по 800. Этого достаточно чтобы обеспечить электроэнергией всех потребителей, и, примерно половина мощности ещё в запасе. - В каком состоянии оборудование? - Конечно, оборудование старенькое, но вполне надёжное. Здесь есть один момент. Раньше каждый дизельный генератор имел утверждённый моторесурс. Сейчас ни один завод-изготовитель не устанавливает рамки по моторесурсу. Теперь даже при 122 тысячах наработанных часов дизель продолжает работать. Но необходимые ремонты мы проводим вовремя, по графикам. Да и специалисты у нас высококлассные, поэтому пока опасений нет. 3 года назад установили новую, современную градирню. У неё, впрочем, как и всех градирен, есть один недостаток – зарастает водорослями (тиной). Но эта проблема решаема, раз в год добавляем хлорку и тина оседает. - Как часто заменяете оборудование? - Недавно установили новый дизель. Машина хорошая, я доволен. - Сейчас действует закон о закупочной деятельности, в соответствии с которым для приобретения любых материалов, запчастей, оборудования необходимо проводить конкурсные процедуры. Победителем становится тот, кто предложит наиболее выгодные условия в соотношении цена-качество. Возникают ли в связи с этим какие-то проблемы? - Да, и серьёзные. Более 50% запчастей, приобретённых по конкурсу, очень низкого качества. Например, закупили компрессионные кольца, но они оказались такого качества, что пришлось использовать старые. Турбокомпрессоры пришли новенькие, выкрашенные как игрушка. Разобрали, и видно, что они уже использовались. Приходится перебирать, а что-то даже выбрасывать. Вот к чему привела эта конкурсная система. - Это влияет на качество подачи электроэнергии? - Пока нет. Увеличивается время на ремонт, но мы полностью удовлетворяем спрос на электроэнергию. Наши проблемы никак не касаются потребителей. Только вовремя платите. - А с этим есть проблемы? - Никаких. Ежемесячные сборы не менее 100%. Наши потребители – люди очень ответственные. - Везде ли стоят приборы учёта? - В частном секторе везде. И в целом по Палане почти везде. Но есть проблемы там, где елизовское ООО «КМК-87» устанавливало линию под самонесущий изолированный провод, СИП. Они же устанавливали приборы учёта на домах. Но установили их на высоте около 3-х метров. И теперь я думаю, как снимать показания. Придется использовать автовышку и электрик или контролёр должен подняться, чтобы снять показания! Представляете, сколько времени это займёт? А стоимость вышки? Причём на сегодняшний день проект заморозили из-за отсутствия средств. Поэтому, когда линию закончат, мы просто откажемся её принимать. - А в каком состоянии сети? - Сети старенькие, но мы постоянно их ремонтируем, меняем опоры. Этим у нас заведует Сергей Владимирович Трус. Очень грамотный специалист и требовательный руководитель. С книжкой не расстаётся. Есть у нас и новая линия двухцепка, которую пустили в декабре. Но официально нам её не передали, и мы эксплуатируем её на свой страх и риск. - Как в селе Лесная складывается ситуация с электрообеспечением? - Нормально. Проблем нет. Там очень большие ветровые нагрузки, особенно зимой. Часто из-за перехлёста проводов возникали короткие замыкания. В прошлом году полностью заменили опоры на новые с проводами СИП и проблема исчезла. Провели уличное освещение, улицы отсыпали. На село теперь приятно посмотреть. Начальник ДЭС-30 в Лесной Сергей Фёдорович Горбунов опытный профессионал, сын его, Антон, там же работает мастером производственного участка, очень серьёзный парень. Я в них уверен, как в себе. Эти ребята не подведут. Там на них всё держится. Но проблема есть. Расстояние от Паланы до Лесной 54 километра по прямой. А дороги нет. Можно добраться только на вездеходе по болотам, переезжая реки. А это занимает до 10 часов в одну сторону летом при нормальной погоде. По зимнику с доставкой грузов тоже очень большие сложности. Когда везли СИП, катушку, которая весит около тонны, ставили на вездеход, часть запчастей и груза загружали в салон. Пришлось сделать три ходки. А, поскольку вездеход арендуем, это дополнительные траты. Представляете, как туда доставить дизель? Я – с трудом. - Как складываются отношения с администрациями Паланы и Лесной? - Нормальные, деловые отношения. Частенько помогаем друг другу. Без этого никуда, ведь мы, по сути, делаем общее дело. - Расскажите о коллективе. - Костяк коллектива складывался не один год. Кто не хочет работать в энергетике, давно отсеялся. Бывает, приходит человек, в надежде устроиться на работу, пересидеть. Но у нас надо действительно работать и вот такие временные здесь не задерживаются. Ребята все яркие, интересные. С начала 80-х машинистом на станции работает Леонид Владимирович Баранов. Про таких людей говорят – мастер на все руки. Он и машинист, и токарь, и слесарь. Про Сергея Владимировича Труса я уже сказал. Алексей Мохирев, Алексей Лазутин – ребята очень грамотные. Я про каждого работника могу сказать много хорошего. Для меня главное – какой человек в профессии, и какой в коллективе. А поскольку временщики не задерживаются, считаю, что коллектив станции - это преданные делу профессионалы, готовые в любой момент подставить друг другу плечо. Мы и праздники вместе отмечаем. На рыбалку, охоту тоже вместе. Даже фотографией вместе увлекаемся. - Какие планы на будущее? - Есть очень интересный проект. В своё время директором тогда ещё «ЮЭС» был Иван Амосович Пискунов, который просто грезил малой гидростанцией. Как-то он приехал к нам и ребята ему подсказали, что есть река Кинкиль. В тот момент как раз туда летел вертолёт. Он слетал, посмотрел створы и загорелся. Но в тяжёлые 90-е годы проект воплотить не удалось и только сейчас к нему вновь вернулись. Дело нужное и важное. Строительство гидроэлектростанции на Кинкиле позволит не только обеспечивать экологически чистой электроэнергией Палану и Лесную, но и перевести котельную на электричество. Это даст возможность отказаться и от мазута и угля, и от отходов переработки топлива. Экологическая обстановка изменилась бы кардинально. Воздух стал бы чище. А то подлетаешь к посёлку и вокруг него всё черно от угольной сажи. Для согласования проекта с администрацией Паланы из управления ОАО «ЮЭСК» приезжали специалисты. Проект поддержали, одобрили. Следующий этап – слушания. - Хорошо бы дорогу до Лесной сначала построить… - Такой проект есть и не один. Есть даже проект строительства навесной линии электропередачи до Лесной. Это позволило бы часть мощностей ДЭС-10 перекинуть в Лесную, а ДЭС-30 перевести в резерв. Одно время по этому проекту чуть не началось строительство. Но что-то не заладилось. Но при строительстве малой ГЭС дорогу всё равно придётся строить. Так что с надеждой смотрим в будущее! - Спасибо большое за беседу! Удачи Вам и Вашему коллективу.
Юлия Леонова |